Музей массовых манипуляций
 

Филиал 1. Сетевой маркетинг как средство манипуляции в сфере жилой недвижимости

 

Национальная страховая группа: что о ней известно?
 

Национальная Страховая Группа - крупная российская страховая компания, входящая по итогам 2012 года в топ-50 страховщиков России (без ОМС и страхования жизни). Медийная активность умеренная - по итогам 2013 года компания заняла 39-ое место в рейтинге цитирования страховых компаний.

Полное наименование — Страховое открытое акционерное общество «Национальная Страховая Группа».

Краткое наименование — СОАО «НСГ».

Головной офис — в Москве.

Компания создана в апреле 1994.

Дочерней компанией является ООО «НСГ Страхование жизни», которая и представляет собой особый случай MLM-компании («сетевой маркетинг»). Вот два примера, описывающих её деятельность в разное время и в разных местах.

 

Сыр в пирамиде

© Любовь Анкудинова (Пермь, 2009, business-class.su)

 

В Перми появилась компания, предлагающая горожанам приобрести квартиру на сверхзаманчивых условиях. Пермские строители намерены обратить на это внимание правоохранительных органов.

Всю минувшую неделю в центре Перми горожанам раздавали пригласительные на «бесплатную презентацию новой социальной квартирной программы «Дом надежного будущего». Как пояснил корреспонденту «BC» представитель компании, программу представляет Национальная страховая группа «Страхование жизни». В пригласительных было указано, что первоначальный взнос – 7 % от стоимости жилья, рассрочка на 10–15 лет под 0 % годовых без поручителей и справок о доходах. Корреспонденту «BC» пояснили, что получить квартиру на таких условиях могут работники компании. «Мы набираем финансовых консультантов с перспективой стать руководителем, именно они имеют возможность приобрести квартиру», – заявил сотрудник компании, представившийся Сергеем Федоровичем.

«В ходе презентации участникам поясняли, что желающим приобрести квартиру необходимо сделать первоначальный взнос в размере до 100 тыс. рублей. Дальнейшие платежи в качестве беспроцентной рассрочки вносятся равными частями в течение 10–15 лет. Заплатив первый взнос и аккуратно внося текущие платежи, участник программы должен в течение года или двух после внесения первого взноса найти еще порядка 20 желающих стать участниками программы и добиться, чтобы они тоже внесли первый взнос и начали работать по аналогичной схеме. И только после того, как это условие выполнено, участник программы имеет право начать поиски подходящей для него квартиры. Далее НСГ «Страхование жизни» приобретает данную квартиру в свою собственность, заключает с участником программы предварительный договор купли-продажи квартиры и договор безвозмездного найма. По истечении 10–15 лет, после того как участник программы погасит все платежи, с ним заключается полноценный договор купли-продажи», – рассказал корреспонденту «bc» представитель пермской строительной компании, посетивший одну из таких презентаций.

Эксперты в сфере недвижимости считают подобное предложение более чем сомнительным. Так, Максим Спиридонов, начальник отдела по связям с общественностью Пермского завода силикатных панелей, прямо назвал его «сетевым маркетингом в сфере недвижимости». «Таких условий предоставления квартир не бывает, – заявил «BC» коммерческий директор АН «Респект» Алексей Ананьев. – Это мошенничество чистой воды. Хочется надеяться, что люди не настолько глупы, чтобы попасться на подобные уловки. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а желание халявы зачастую приводит к плачевным результатам». Мысль о «бесплатном сыре», ознакомившись с условиями программы «Дом надежного будущего», сразу высказал и генеральный директор Пермского агентства по ипотечному и жилищному кредитованию Андрей Шинкаренко.

«На мой взгляд, Пермь посетила еще одна пирамида, пытающаяся обогатиться на желании людей улучшить свои жилищные условия. К ипотеке эта схема не имеет абсолютно никакого отношения. Безусловно, не может она быть и альтернативой ипотеке», – прокомментировал он подобное предложение.

По данным «BC», представители одного из крупнейших строительных предприятий в Перми уже написали заявление в милицию с просьбой обратить внимание на действия компании, а также провести проверку финансовой деятельности НСГ «Страхование жизни» в Перми на предмет выявления признаков финансовой пирамиды. «Национальная страховая группа «Страхование жизни» не смогла своевременно подготовитть комментарий о возникшей в Перми ситуации.

 

Дом будущего в форме пирамиды

© Г. Стащак, А. Фаттахов (Санкт-Петербург, 2013, insur-info.ru)

 

Фонарные столбы и афишные стенды Петербурга запестрели ярко-оранжевыми объявлениями, предлагающими беспроцентный кредит на приобретение квартиры. Проверка тревожных звонков от наших читателей показала: за объявлениями стоит серьезная фирма - СОАО «Национальная страховая группа» (НСГ), входящая в десятку крупнейших страховых компаний России. Впрочем, беспроцентный - еще не значит бесплатный.

Чтобы поселиться в квартире, которую менеджеры НСГ обещают участникам программы «Дом надежного будущего», клиенту придется, во-первых, все-таки раскошелиться, а во-вторых - выполнить ряд непростых условий.

Личные впечатления

После звонка по указанному в объявлении телефону потенциального клиента приглашают на личную встречу. Собеседование проходит в аудитории Высшей экономической школы при Финэке. На улице холодно, горячий чай и кофе располагают к заботливым хозяевам.

Сначала вам покажут представительский (вполне профессиональный) видеофильм про страховое общество. Мало конкретики, внушительные цифры, интервью; примерно треть фильма занял рассказ об истории страхования в России начиная с 17 века.

Потом один за другим будут говорить менеджеры и консультанты. В начале расскажут о недостатках ипотечного кредитования (высокие проценты; 30% надо вносить сразу; необходимо предоставление декларации о доходах), долевого строительства (высокий риск; слишком много денег требуется вносить в короткие сроки) и обычной покупки квартиры (придется платить большую сумму сразу). Альтернатива - участие в предлагаемой программе. Но чтобы в нее включиться, надо привлечь еще троих...

В приватном общении упор делался на то, сколько можно заработать при помощи сетевого маркетинга (и как это легко сделать!), а не на то, как получить новое жилье.

 

Копить - не строить

На разработку программы «Дом надежного будущего» компания НСГ потратила полтора года. Цель - активизировать региональные продажи полисов добровольного страхования жизни (ДСС).

Приобретение полиса - первое обязательное условие участия в «жилищной программе» НСГ.

Каждый участник программы «Дом надежного будущего» обязан застраховать свою жизнь на сумму, равную предполагаемой стоимости его будущего жилья. В стандартной схеме НСГ такая страховка стоит $1000-1600 в год. Стандартный срок действия договора - 15 лет. (Обычный накопительный взнос: в принципе, за этот срок как раз можно накопить на квартиру).

Полис от НСГ - это первое условие, обязательное, но недостаточное.

Второе. Претендент на квартиру для участия в программе обязан единовременно внести на счет компании сумму в размере ежегодного взноса. (То есть еще $ 1000-1600).

Третье. По заверению представителей НСГ, получить квартиру можно гораздо раньше, чем накопится нужная сумма. Но это уже зависит от активности новых клиентов, появившихся благодаря будущему владельцу жилья. Рассчитывать на досрочное получение жилья может тот, кто приведет в НСГ как минимум трех новых клиентов. Которые, в свою очередь, должны сделать то же самое. На третьем уровне, когда число новых клиентов достигнет 27, часть взносов начнет поступать на личный счет будущего владельца квартиры. С этого момента, по словам менеджеров, он уже может жить в новой квартире, но получит жилье в собственность лишь тогда, когда накопит полную рыночную стоимость. (Проверить это обещание пока не представляется возможным. Хотя 27 новых клиентов - это минимум $50000 на счету фирмы, отчего бы и не купить квартиру?)

По словам менеджера НСГ Бориса Григорьева, в основу программы положены стандартные принципы сетевого маркетинга.

Похожую схему использовали все, сколь либо известные создатели российских пирамид - от Сергея Мавроди до миссионеров из «Гербалайфа». Как утверждает Борис Григорьев, разница состоит в том, что НСГ продает вполне реальный и законный продукт - страховой полис, позволяющий накопить на покупку квартиры, выплачивая $80-100 в месяц.

 

Плюсы и минусы

Закон разрешает страховой компании кредитовать своего клиента на сумму его полиса. По словам представителей компании, каждому клиенту в обязательном порядке разъясняют суть предлагаемой сделки. «Мы подробно рассказываем людям, что нужно сделать для того, чтобы претендовать на получение жилья, - поясняет Борис Григорьев. - Компания не скрывает, что заинтересована в росте продаж страховых полисов. Участие в сетевом маркетинге - дело добровольное, и любой из наших клиентов вправе просто копить деньги на будущее жилье за счет регулярных взносов». По словам Бориса Григорьева, число участников программы «Дом надежного будущего» в Петербурге сегодня не превышает 50 человек, однако уже к весне компания намерена увеличить этот показатель как минимум в 20 раз - прежде всего за счет повышенного интереса петербуржцев к решению жилищного вопроса.

Менеджеры НСГ сообщили, что ни одной квартиры для участников новой программы пока не куплено, но проблем с исполнением обязательств перед клиентами не возникнет. (По последним данным, НСГ занимает второе место в России по сборам страховых взносов.)

 

Мнение

По сути, обещание «беспроцентного кредита» - это приманка для вовлечения людей в систему сетевых продаж полисов ДСС. Схема НСГ нуждается в серьезном юридическом и финансовом анализе. Размещение привлеченных средств в страховом бизнесе жестко контролируется и подчинено определенным нормативам.

 

***

Как видим, авторы обеих статей справедливо сравнивают деятельность НСГ с финансовой пирамидой, от образа которой сетевой маркетинг всегда старается откреститься.

 

На домашнюю страницу * На страницу филиала музея