Главная » Статьи » Всё про ипотеку

Институт ипотеки Древнего Рима и Российской Империи: сравнительно-правовой анализ
© В.Н. Качук, В.М. Чибинёв
 
Говоря о соотношении правовой конструкции ипотеки Древнего Рима и России, нужно заметить, что Римская республика стала вторым после Греции государством, применившим такой вид обеспечения исполнения обязательств, как ипотека (I в. н.э.). При этом римские цивилисты внесли весомый вклад в дальнейшее формирование института ипотеки. Россия стала своеобразным преемником римской ипотеки, хотя и с некоторыми отступлениями и несколько иными путями развития и становления данного института.
В целом институты римской и российской ипотеки достаточно схожи, но за некоторыми изъятиями. Первым из них является отсутствие в российской ипотеке ответственности личности за неисполнение обязательства, которая по римскому праву возлагалась не только на личность должника, но и в ряде случаев на его ближайших родственников, а исполнение обязательства служило, в свою очередь, основанием для освобождения от личной зависимости (до I в. н.э.). Уже позже в Римской Республике залоговое право будет отнесено к особой группе прав на чужие вещи (iura in re aleina). В России ипотека изначально устанавливала в качестве обеспечения исполнения обязательства не личность должника, а его имущество, что характеризует российскую ипотеку как более рациональную и «демократичную». К отличительной черте можно отнести и определенную прогрессивность регистрации и учета ипотеки в России, потому как все необходимые записи, составляющие существо залога, вносились в специальные книги, в то время как в римской системе первоначально использовались столбы с надписью о том, что данное имущество, например, земля, служит обеспечением претензий. Ставились такие столбы обычно на пограничной меже и, собственно говоря, именно отсюда и произошло само название ипотека (hypotheka - подставка, подпорка).
Если же говорить о правовой сущности содержания российской ипотеки периода XV-XIX вв., то здесь прежде всего нужно заметить, что рассматриваемая ипотека была близка по своему характеру к римской ипотеке.
Характерна в данном случае и общность предметов римской и российской ипотеки - это прежде всего земельные участки. В случаях с российской ипотекой это еще и дворянские имения и усадьбы с находившимся на их территории недвижимым имуществом.
Общей чертой является и то, что в дореволюционной России применялись характерные для римского права фидуциарные сделки, при которых право собственности на залог возникает у залогодержателя не с момента его установления, а со времени просрочки выполнения обязательства должником.
Возвращаясь к предмету ипотеки, нужно указать, что залог недвижимости в России начал носить массовый характер только в 70-х годах XIX столетия, когда ипотеку стали оформлять уже не только дворяне, но и крестьяне. До этого залог недвижимости, в частности земли, был редкостью, поскольку земли крестьян состояли в общинном пользовании крестьян и были неотчуждаемы, а, следовательно, и залог применить к ним было нельзя. Исключением из этого правила можно считать залог движимого имущества с одновременной передачей в залог и недвижимости, например, в случаях с крестьянами - это копны овса, когда с последней в залог передавалась и земля на две души или более. В таком случае кредитор при неисполнении должником своего обязательства имел право не только распорядиться движимым имуществом, то есть овсом, но и недвижимым имуществом - землей, например, засеяв ее или передав вообще в другие руки. Римская ипотека такого распоряжения предметом залога (ипотеки) не знала, поскольку предусматривала изначально реализацию предмета залога с целью погашения долга. Аналогичный порядок позднее был введен и в России.
Ещё одной отличительной особенностью российской ипотеки была деятельность специальных кредитных учреждений, аналогов которых римская кредитная система не знала. В России это были Государственный крестьянский поземельный банк (основанный в 1882 г.) и Государственный дворянский земельный банк (основанный в 1885 г.). Первый выдавал денежные ссуды крестьянам для покупки помещичьей земли. Как правило, это были долгосрочные ссуды на срок до 35 лет, и объем последних составлял до 75% от стоимости приобретаемого имущества, при достаточно высокой процентной ставке 7,5-8,5% годовых. Сразу стоит оговориться, что в 1896 г. условия кредитования были существенно улучшены, размер ссуды выросло 100% стоимости приобретаемой земли, а ставка снизилась до 3,5-4,5% годовых. В свою очередь, Государственный дворянский земельный банк поддерживал «помещичье» землевладение путем выдачи дворянам ипотечных ссуд в размере до 100% оценочной стоимости недвижимого имущества и сроком до 66 лет под 5% годовых.
Таким образом, можно сделать вывод, что система ипотечного кредитования в Российской империи была дифференцирована в зависимости от класса, к которому принадлежит залогодатель, при этом высшие сословия находились в более привилегированном положении (размер ссуды по отношению к стоимости недвижимого имущества передающегося в залог, а также размер годовой процентной ставки). Нужно заметить, что такая градация не была характерна для римской классической ипотеки. Общей чертой российской и римской ипотеки может служить провозглашенный в 1893 г. в России проектом Вотчинного устава порядок признания законности нескольких закладных сделок на одно и то же недвижимое имущество. В Римской республике насчитывалось большое количество видов легальных ипотек, действовавших без согласия сторон. В данном случае речь идет о римских ипотеках по закону (ипотеках императора). К ним относились: ипотека жены на имущество мужа, ипотека церкви, ипотека «фиска» на имущество налогоплательщика налогов, ипотека на имущество опекуна, ипотека инвестора на инвестиции. Подобные правовые конструкции ипотеки в России никогда не существовали и не применялись. Россия не только стала преемником большинства римских правовых разработок, касающихся института ипотеки, но и внесла достаточно серьезный вклад в фундаментальное развитие ипотечных отношений, став к концу XIX в. одним из мировых лидеров в данной области. Отечественный дореволюционный опыт долгосрочного кредитования (в частности, под залог земли) явился серьезной основой для создания новых и эффективных ипотечных систем как в американской, так и европейской модели ипотеки.
Категория: Всё про ипотеку | Добавил: Ботвинник (21.06.2014)
Просмотров: 795 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0