Музей массовых манипуляций
 

Филиал 1. Сетевой маркетинг как средство манипуляции в сфере жилой недвижимости

 

***

На домашнюю страницу     В филиал музея     Назад на страницу исследования

 

***

Специальные приёмы манипуляции в «сетевом маркетинге», применяемые ОАО «Национальная страховая группа» и её дочерними компаниями
 

Исследование - © Денис Паничкин

 

Часть 2. Сопровождающие манипулятивные приёмы

 

Манипуляция числами в объявлениях НСГ относится ко времени возможности приобретения собственной квартиры. Обычно временем называют «1,5–2 года», реже «1-2 года» или «2-3 года». То есть манипуляция словами дополняется манипуляцией числами, обозначающими очень короткий срок ожидания. Иногда срок называется, наоборот, длинный (15-20 лет, как на трофейном объявлении, найденном на Суздальском проспекте), но этот случай связан с «беспроцентным займом», как бы замена ипотеке. Манипуляции числами с использованием высоких заработков на объявлениях со словом «квартира» или родственными понятиями (несомненный признак того, что рекламодатель входит в группу НСГ), встречается редко. Обычно заработки обещают от 30 или 32 тысяч рублей (сумма, довольно умеренная даже до последнего подорожания), как исключение – 60 и 65 тысяч, но в данном случае эта манипуляция несамостоятельна, более значительным в данном примере (трофей захвачен на Богатырском проспекте) является заголовок «ТРИ В ОДНОМ» и дубляж цифрами «3Х1», и эти «три в одном названы ниже: доход (от …), карьера («ценность», сильно продвигаемая сетевым маркетингом) и квартира.

В качестве изображений используются преимущественно рисунки индивидуальных домов, которые в Санкт-Петербурге в городской черте характерны либо для самых бедных, либо для самых богатых. И тех, и других можно видеть по Выборгскому шоссе. Вообще «частный сектор» для Санкт-Петербурга не характерен и встречается как остатки поглощённых городом деревень (на перекрёстке проспекта Большевиков и Народной улицы; около Лесотехнической академии; на границе Коломяг и Озерков и др.), поэтому используются и другие рисунки, например, многоквартирные дома и жилые комплексы, иногда – условные символы, как ключи от квартир с брелоком в форме дома или дом из долларов. Глянцевые листовки в цвете используются чаще, чем в обычном сетевом маркетинге. Самый недавний по времени трофей – «радужный квадрат», где каждая строка заманивающего текста напечатана на полосе соответствующего цвета радуги, находка на улице Жени Егоровой.

 

 

 

 

Как исключение, могут использоваться другие - общие манипулятивные - символы «успешности», благополучия – мешки с валютой, автомобили, но они играют вспомогательную роль в манипуляции, так как основным является обещание именно «элитного жилья».

 

На домашнюю страницу     В филиал музея     Назад на страницу исследования