Филиал 1. Сетевой маркетинг как средство манипуляции в сфере жилой недвижимости
***
На домашнюю страницу На страницу филиала музея
***
Специальные приёмы манипуляции в «сетевом маркетинге», применяемые ОАО «Национальная страховая группа» и её дочерними компаниями
Исследование - © Денис Паничкин
Введение
С компаниями, входящими в «Национальную страховую группу», приходилось встречаться дважды. В первый раз это было в октябре 2007 года, после моего возвращения в Санкт-Петербург. Тогда они предпочитали давать обычные объявления в газетах о работе, с указанием обычных вакансий (преимущественно экономического направления) и заработков немного выше среднего. Но когда я пришёл по указанному адресу (тогда – вблизи станции метрополитена «Лиговский проспект»), выяснилось, что это будет не собеседование, а серия массовых мероприятий, рассчитанных на пять вечеров. Первый вечер я провёл там полностью, и мне не понравилось, допрежь всего, содержание этого вечера. Говорили о том, что я знал и много раз читал, а иногда и писал в курсовых работах по страховому делу. Но преподносили это так, как читали проповедь. Церковники всё же справедливо сравнивают такие организации с сектами, даже название сформулировали – «коммерческие культы». Причём построение велось по принципу протестантского движения в худшем понимании. Та самая протестантская этика, которая призывает к обогащению, и поэтому католическая обедня уступила место гугенотской проповеди. В этом отношении мне не нравилось и другое: слишком хорошо оставленное помещение, с развешанными почётными и похвальными отзывами, то есть культ обогащения с ранговыми отличиями, и то, что соискателей оказалось слишком много и разных возрастов, и их всеобщий «оптимизм-активизм». А когда всем в конце раздали листки с напечатанными программами, и я увидел словосочетание «сетевой маркетинг» (кажется, лекция-проповедь, восхваляющая его, была намечена на третий вечер), то развернулся и ушёл. Но листок я тогда перечитал от и до, и реклама страховой программы с «нахально-кооперативным» названием «Дом надёжного будущего» тоже на тыльной стороне листка была напечатана.
Текст на объявлении мало отличается от того, что было напечатано на тыльной стороне перечня вечерних проповедей НСГ
Во второй раз из НСГ мне уже позвонили по моему объявлению агента по недвижимости ровно через шесть лет – в октябре 2013 года. Даже урывочные сведения, полученные в том самом цокольном этаже дома вблизи Лиговского проспекта, а затем и собственные раздумья составили моё представление о том, что представляет собой «Национальная страховая группа». И их предложение я воспринял как наглость, даже открытым текстом сказал, что за шесть лет до этого назад побывал у них и ушёл, потому что не верю. В ответ они проявили невозмутимость до бесстыдства, привожу их ответ дословно: «Если бы Вы шесть лет назад сделали правильный выбор, то у Вас уже могла быть своя квартира». Слова «правильный выбор», как и «хорошее поведение», меня раздражают: они означают выбор и поведение, угодное тем, кто его оценивает, и часто – ущерб тому, кто делает. То есть: за разовую похвалу тебя заставляют делать то, что тебе невыгодно.
Это обычный приём обмана, но НСГ использует, помимо общих для MLM-компаний приёмов массового обмана, ещё и приёмы специальные, связанные именно с этими квартирными обещаниями.
При классификации рекламных трофеев я принял правило, что реклама ОАО «Национальная страховая группа» и ООО «НСГ Страхование жизни» - как правило, вовлечение в сетевой маркетинг, но сетевой маркетинг – это не обязательно НСГ. Кричащее слово «РАБОТА», обещания нереально высокого дохода, «удобного графика», «стабильности» - это могут быть и «Тяньши», и «ГербаЛайф», и «AMWAY». То есть среди трофеев, попавших в главный корпус музея, могут быть и объявления НСГ, но нет признаков, которые позволяют их считать объявлениями данной группы компаний.
Для ОАО «НСГ» и её наиболее активной дочерней компании «ООО «НСГ - Страхование жизни» существенными признаками при распознавании трофейной рекламы я выделил следующие особенности манипуляции.
Часть 1.Манипуляция словами
При манипуляции словами НСГ используется обещание, что «новообращённый» может получить в ближайшем будущем собственную квартиру. Обычные словосочетания – «квартира на льготных/выгодных условиях» «квартира за сотрудничество», «жилищный вопрос без кредитов, долгов и ипотек». Иногда заголовок объявления бывает не просто «РАБОТА», а «РАБОТА+КВАРТИРА». (читать и смотреть полностью)
Заметка между частями
Несколько раз на Петроградской стороне мне встречались особые объявления с подробной росписью «достоинств» программы «Дом надёжного будущего», продвигаемого ООО «НСГ Страхование жизни».
Трофей, найденный на Зверинской улице
Особенно то, что в левом верхнем углу была надпись – «легально, надёжно, под контролем государства». Это, а также постоянное подчёркивание того, что это «программа, аналога которой нет» и что это направление в страховании имеет особую лицензию, приводит к выводу, что поощрение сетевого маркетинга в целом и данного направления в частности происходит и в правительственных кругах, причём как в центре, так и в областях и краях. В данном примере используется предварительное запугивание (угроза потери работы и здоровья при выплате процентов по кредитам, опасность оказаться среди обманутых дольщиков), намёк на неравенство имущественное («если есть финансовая возможность купить квартиру») и социальное (та же самая бытовая дискриминация тех, кто снимает жильё): «снимать квартиру, помогая её хозяину купить ещё одну, самому при этом оставаясь ни с чем». В этом случае простым опровержением является хотя бы один противоречащий пример, правда, из моей жизни (то есть найдутся те, кто не захотят признать это). Больше пяти лет я снимал квартиру на Шуваловском проспекте у безответственной по своей природе Татьяны Альбертовны Ушаковой, которая, получая от меня плату регулярно, да ещё завысив её по сравнению со среднерыночной по городу, накопила за это время долг по коммунальным платежам шесть раз по столько, сколько получала от меня ежемесячно (по условиям договора, коммунальные платежи, кроме электроэнергии, входили в цену). Но даже для добросовестных собственников такой дополнительный доход – это не способ накопить на вторую квартиру, в том числе - и при подробно проанализированной ниже акции «ипотеке по цене аренды», тем более, что ипотеку НСГ тоже относит к отрицательным примерам.
Часть 2.Сопровождающие манипулятивные приёмы
Манипуляция числами в объявлениях НСГ относится ко времени возможности приобретения собственной квартиры. Обычно временем называют «1,5–2 года», реже «1-2 года» или «2-3 года». То есть манипуляция словами дополняется манипуляцией числами, обозначающими очень короткий срок ожидания. (читать и смотреть полностью)
Выводы
Построение манипуляций НСГ в рекламе обусловлено полностью распределительными отношениями в легально существующем страховании и стремлением целевого обогащения организаторов - для приобретения квартир за счёт средств вовлекаемых. Специальные приёмы манипуляции, используемые НСГ, ближе к манипуляциям в религиозных сектах, чем в обычных MLM-компаниях, не связанных с «квартирным вопросом». Насколько мне известно, НСГ не связана никакими «партнёрскими программами» ни с какой строительной компанией, а страхование – это хотя и формально законное, но всё же распределительство, не создающее новой стоимости. И из первоначального откладывания «на чёрный день» оно превратилось в отношения, легко приводимые к обману. А введение в страхование сетевого маркетинга довершило этот процесс. Фактически НСГ организовано по подобию именно секты:
основную массу составляет организованная в виде стада-толпы масса, чей труд и время, а в связи с условием обязательного приобретения какой-то страховой программы – и деньги, - присваивает компания. В штате они не состоят и никаких трудовых прав не имеют, но именно на них ложатся все тягости по продаже страховых программ, которые нельзя ни потрогать, ни понюхать, и не каждому они будут нужны;
штатный персонал – это местные (территориальные и офисные) «жрецы» различных рангов, да ранговые отличия в НСГ существуют официально. Это доминирующее меньшинство, состоящее в штате, и оно воспроизводится посредством кооптации.
Над этими категориями стоят «верховные жрецы» - недоступное для широкой публики руководство всей группы компаний НСГ, а где-то между ними – довольно многочисленная, но неустойчивая группа «слуг», которые уже не рядовые сектанты, но ещё не жрецы. Эти люди выделяются и возвышаются благодаря своей способности «впаривать» страховки и «вербовать» новых сектантов, то есть отбор идёт по моральным (точнее, аморальным) качествам – умению «разводить на деньги» и «обрабатывать», как я отмечал, не каких-то «лохов», а скорее людей, оказавшихся в непростой ситуации, например, тех, у кого нет в собственности своей квартиры, или иногородних, отчаявшихся получить работу.
Именно «слугам» в качестве «господской подачки» НСГ жалует квартиры, купленные на деньги, выдуренные у рядовых «сектантов», а высшей подачкой может и быть перевод из «слуг» в «жрецы». Но это дают единицам, и только тем, кто умеет одурачивать массы. По данным на середину 2013 года (более поздними достоверными сведениями я пока не располагаю), в Санкт-Петербурге всего было не более 50 случаев приобретения квартир для вовлечённых в НСГ, и это за 11 лет (компания существует с 2002 года) на десятки тысяч вовлекаемых. Разумеется, эти единичные случаи, созданные в немалой степени искусственным отбором, преподносятся широкой публике как общее правило!
Я не сомневаюсь, что если бы женщины, живущие в крупных городах в собственных или родительских квартирах, обращали бы больше внимания на иногородних мужчин – трудолюбивых, добросовестных, ответственных, то есть – достойных, хотя и бедных, то новообращённых в НСГ заметно поубавится (замечено, что - в противоположность обычным MLM-компаниям - мужчины в этот вид сетевого маркетинга вовлекаются сильнее, и мотивы их нередко следуют из «общественного мнения»). А если как можно больше людей прочтут моё исследование, а оно всего лишь дополнение к основному исследованию про сетевой маркетинг вообще, то станут обходить стороной НСГ, не будут ей верить. Но и этого недостаточно, люди должны организовать давление на правительственные структуры - до применения революционного насилия - с целью совершенного запрета сетевого маркетинга.